Игры с песком: развивают, обучают, освобождают

Игры с песком имеют огромное значение для физического и психического развития ребёнка. Играя с песком, малыш освобождается от  накопившегося стресса, даёт волю фантазии и развивается комплексно и всесторонне. Поговорим об этом поподробнее.

igry s peskom3 этапа игры с песком

Существует 3 этапа взаимодействия ребёнка с песком.

Этап 1: игры с поверхностью песка.

На этом этапе ребёнок взаимодействует с песком на поверхности: трогает его, пересыпает, рисует пальчиком, оставляет следы и отпечатки, строит куличики и т.д.  Этот этап очень важен для развития мелкой моторики ребёнка. Я уже неоднократно писала о важности развития мелкой моторики в раннем возрасте. Игры с песком ещё одно прекрасное упражнение для этих целей. Трогая песок руками, пересыпая его, ощущая сухой и мокрый песок, ребёнок получает огромное количество тактильных ощущений и богатую пищу для работы мозга. Известно, что мозговые центры, отвечающие за тактильные ощущения и за речь, находятся рядом, поэтому давая ребёнку возможность получить богатый сенсорный опыт, мы тем самым создаем благотворные условия для развития его речи. Развитию речи особенно важно уделять внимание в возрасте от года до 2-3 лет.

Игра «Песочный дождик»

Ребёнок устраивает песочный дождик, высыпая песок на ладошку или на землю, регулируя силу (лёгкий дождик, сильный дождик). Для деток постарше можно усложнить задание: закрыв глаза, ребёнок угадывает, на какой пальчик сыпется песок.

Игра «Песочный ветер»

Эта игра развивает лёгкие и учит детей управлять вдохом — выдохом. Возьмите трубочку для коктейля и попросите ребёнка дуть в неё, выдувая ямки или «песчаные барханы». Важно научить ребёнка не затягивать в трубочку песок.

Игра «Необычные следы»

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Этап 2: игры с толщей песка.

На этом этапе ребёнок играет с песком тем, что погружает руки или различные предметы в толщу песка. Благодаря этим играм ребёнок может освободиться от внутреннего напряжения, от негативных эмоций и так сказать «заземлить» своё негативное психологическое состояние.

Игра «Секретное задание для кротов»

Суть в том, что мама объявляет ребёнку, что сегодня наши ручки превратятся в кротов и мы будем помогать им выполнять секретное задание. Для этого нужно сложить ладошки лодочкой и зарыть их в песок. Потом пошевелить пальцами, обращая внимание малыша на то, как меняется поверхность песка. Поочерёдно вытащить пальчики. Затем можно приступать к самому заданию. Они могут быть самые разнообразные: найти под землёй какой-нибудь предмет, поздороваться с другим кротом, найти его лапки и т.д. Эта игра помогает ребёнку расслабиться, активизирует интерес к окружающему миру, развивает тактильные ощущения.

Игра «Песочные прятки»

Ребёнок должен раскапывать спрятанные в песке игрушки, но с одним условием: среди этих игрушек зарыта «мина» (ребёнок заранее знает, какая из игрушек будет миной). Её нельзя откапывать. Если ребёнок начал раскапывать игрушку и понял, что это мина, он должен прекратить копать и начать искать в другом месте. Если забудет, выплачивает «фант» (фантом могут быть любые смешные задания или ответ на вопрос). Эта игра позволяет также активизировать познавательный интерес, тренирует внимание и память.

igry v pesochnitze

Этап 3: игры с мокрым песком.

Игры с мокрым песком имеют важное значение для развития воображения и творческого потенциала ребёнка. Ведь именно благодаря таким играм ребёнок проявляет себя как создатель: он строит замки, рисует, лепит куличики, делает горки и домики. Очень важно здесь то, что ребёнок сосредотачивается не на результате своей деятельности, а на процессе. Это помогает ему раскрепоститься, избавиться от страха совершить ошибку, ведь если что-то не так, всё легко исправить одним движением руки.

Игра «Весёлый дождик»

Возьмите воду из бутылочки и полейте ей на песок: это ручеёк бежит. Потом сделайте то же самое из опрыскивателя,  и потом — из ведёрка. Обратите внимание ребёнка на то, как меняется цвет и запах песка, он становится тяжёлый и из него можно лепить!

 Игра «Песочные строители»

Дайте задание ребёнку построить домики для разных жителей Песочной страны. Например, колобок любит  дома только круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

 

Песочная терапия

Песок не только помогает ребёнку проявлять свои лучшие качества и раскрывать творческий потенциал, но и справляться с негативными эмоциями. Для этого есть специальное упражнение.

Упражнение «Победитель злости»

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Взрослый может выступать в качестве Песочной феи, которая говорит: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься?». Здесь необходимо обязательно выслушать ребёнка.

«Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее». (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

igri_s_peskom

Итак, давайте подведём итог, и ещё раз посмотрим, какое значение в развитии ребёнка имеют игры с песком:

  1. Развивают мелкую моторику (и соответственно речевой центр мозга), тактильные ощущения, слух и зрительное восприятие.
  2. Помогают раскрыть творческий потенциал, позволяя создавать на песке и из песка собственные сюжеты и миры.
  3. Помогают снять стресс, избавиться от негативных эмоций, расслабиться, учат «правильной злости».

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

2 комментарии к “Игры с песком: развивают, обучают, освобождают

  1. Мы с малышом раньше играли в пластилин, потом надоела эта грязюка и мы стали играть в тесто, а потом приобрели кинетический песок и стали играть в него — в него можно проводить игры теже что и с обычным песком + для него подходят и многие игры с пластилином, т.к он достаточно хорошо держит форму…мало кто знает, что есть даже «азартные» игры с песком — ребенку очень интересно играть с папой или другим ребенком: суть в том, кто выше построит башенку из песчаных квадратиков или колобков )))
    Вот на скорую руку нашла видео на ютубе — http://www.youtube.com/watch?v=dYflEbmF3I0

    Главное — не давать ребенку всегда выигрывать — иногда пусть проигрывает, чтоб у него интерес не пропадал и был стимул мыслить и играть лучше и аккуратнее 🙂

    • Отличная идея! Я про кинетический песок слышала, даже видела один раз на выставке, но с ребёнком не доводилось попробовать. А насчёт азарта я с Вами не соглашусь: для маленьких деток это не совсем полезно, так как они в возрасте до 3 лет ещё не понимают, что такое соревнование и как это папа, например, победил, а он нет, ведь он же тоже старался.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *