Не учите ребёнка читать!

Когда начинать учить ребёнка читать? Чем чревато раннее обучение чтению? В каком возрасте ребёнок может начать читать? Как сформировать потребность к чтению? Об этом в сегодняшней статье.

в каком возрасте учить ребёнка читать

По материалам вебинара Лены Даниловой «Когда и как учить ребёнка читать»

В современном мире всё больше родителей задумываются о необходимости раннего развития детей. Появляется огромное количество методик раннего развития, развивающие клубы открываются на каждом шагу, на форумах мамы активно обсуждают вопросы раннего развития детей. И неуклонно встаёт вопрос о том, как и когда учить ребёнка читать. Этой проблеме уделяется такое количество внимания, что иногда кажется, что всё раннее развитие сводится исключительно к раннему умению читать. «Мой уже знает буквы!», «А мой уже в 2 года читает по слогам!», «Это что…Мой уже в год и 9 сам читает то, что написано на карточках!». Настоящая ярмарка тщеславия… Но так ли необходимо ребёнку в 2 года уметь читать?

Представьте себе подростка, который не умеет читать. Это же настоящая катастрофа! Мало того, что он попросту не может учиться, так он ещё не может массу интересных вещей: например, пользоваться компьютером, скачивать любимую музыку, купить что-то, даже элементарно общение с друзьями ему будет недоступно! В этом случае умение читать человеку жизненно необходимо. Даже если взять семилетку, если он не будет уметь читать, он не сможет быть успешным в школе, он не сможет узнать что-то по интересующей его теме, а это существенно обедняет его жизнь.

Теперь возьмём ребёнка 2 лет. Для него жизненно необходимо бегать, прыгать, лазать, плавать, играть, рисовать, лепить, строить. Чтение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ жизненно необходимым навыком для двухлетки. Поэтому если учить ребёнка читать в раннем возрасте:

  • а) этот навык, если не будет постоянно использоваться, со временем исчезнет и потом нужно будет учиться заново;
  • б) необходимо будет потратить колоссальное количество усилий и времени для поддержания этого навыка.

История знает массу примеров, когда дети умели читать в возрасте и в 2, и в год и даже раньше, и которые к трём годам забывали все буквы до одной! Карточки Глена Домана рассчитаны на обучение чтению детей с рождения. Но у ребёнка в этом возрасте нет потребности читать, поэтому навык чтения, если его не поддерживать, со временем затухает.

Защитники раннего обучения чтению будут утверждать, что это умение как ничто лучше развивает мозг. Действительно, чтение – рекордсмен по развитию головного мозга, но у этого свойства есть оборотная сторона. Я уже говорила в своих статьях о том, что развитие головного мозга человека проходит 6 ступеней – от низших отделов к высшим (подробнее об этом в статье Что такое физический интеллект?). Стремясь развивать ребёнка интеллектуально, например, рано обучая его чтению, мы тем самым перескакиваем несколько ступеней развития мозга, не даём ему развиваться правильно. «Закрывая» верхние отделы головного мозга, мы таким образом ограничиваем ребёнка, так как останутся недоразвитыми низшие отделы, и ребёнку будут недоступны многие вещи или они будут даваться ему с трудом.

Во-вторых, навык чтения регулируется левым полушарием. Это полушарие отвечает за логику, рационализм, аналитичность мышления. Ребёнок же в раннем возрасте использует по большей части правое полушарие, отвечающее за творчество, фантазию, игру, воображение. Начиная с помощью чтения активизировать работу левого полушария, мы тем самым обрекаем ребёнка на то, что он перестанет играть. Дело в том, что ребёнок становится более логичным, более прагматичным, более рациональным, он теряет свою детскую непосредственность и в конце концов перестаёт быть ребёнком! Именно это имеют в виду противники раннего развития детей, говоря, что раннее развитие лишает ребёнка детства. Как видите, не раннее развитие, а раннее обучение чтению!

Когда учить ребёнка читать

Так неужели надо совсем отбросить идею обучения чтению в раннем возрасте? Конечно, нет. Главное, выбрать для этого подходящее время. Нет однозначного ответа на вопрос, когда учить ребёнка читать. Для каждого случая это будет своё время. Кому-то можно начинать в 3 года, кому-то ближе к 5, а кому-то и в 7 не поздно. Лена Данилова выделяет особые приметы, по которым можно понять, что ребёнок готов к обучению чтению:

  • Он сам без всякой похвалы или поощрения со стороны взрослого интересуется буквами
  • Он хочет знать, что написано

В любом случае, говорит Данилова, раньше 3 лет учить ребёнка чтению бессмысленно, так как это будет просто натаскивание, механическое овладение техникой, но не будет самого главного – потребности к чтению.

Как сформировать потребность к чтению

Мы подошли к серьёзному вопросу. Оказывается, научить ребёнка читать, не значит просто выучить буквы, а потом складывать их в слова и предложения. Необходимо, в первую очередь, воспитать в ребёнке потребность в чтении. Как это сделать? С помощью игры! Пусть обучение чтению превратится в новую, весёлую, интересную игру! Определённо не надо превращать этот процесс в «учёбу»: сажать малыша за стол, за тетрадки, одёргивать, чтоб не отвлекался, призывать к порядку. Если вы начнёте это делать с 2-3 лет, то когда ребёнок пойдёт в настоящую школу, он уже настолько пресытится вашей учёбой, что ни о каком успехе в школе не может быть и речи. Поэтому играйте! Не надо обязаловки, не надо контролировать усвоение, не надо ждать каких-то результатов – наслаждайтесь самим процессом. Наша беда как взрослых заключается в том, что мы всегда что-то делаем ради получения результата: что будет в итоге. Ребёнок же всегда всё делает ради самого процесса, просто потому что это ему нравится! А если ему это не нравится, он не будет этого делать. Поэтому чтение должно стать для него новой, интересной игрой. Более того, если вы видите, что ребёнок ещё не готов к этому, не проявляет особый интерес или делает что-то только потому, что вы ему пообещали «пряник», перестаньте делать это. Отложите обучение чтению на несколько месяцев, а то и год. Главное в этот момент – не останавливаться в развитии ребёнка, развивать его всеми другими возможными способами, именно развивать, а не обучать.

Итак, мы выяснили, почему не надо учить ребёнка читать в раннем возрасте и что действительно важно при обучении чтению. В следующей статье мы поговорим о том, какие бывают методики чтения и как научить ребёнка читать.

Если Вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям!

Вам также могут быть интересны статьи:

  1. Мифы о раннем развитии ребёнка
  2. Развитие речи ребёнка
  3. Математика для малышей: долой цифры!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

5 комментарии к “Не учите ребёнка читать!

  1. совершенно согласна
    жаль, что многие родители трехлеток на сказочное занятие с интересными дидактическими играми, говорили что слишком детское для ребенка. Ему бы учиться, а тут играют.

  2. Мы начали учить свою дочь читать в три с половиной года и не пожалели. Она любили слушать сказки и мы поощряли ее учиться читать, рассказывая ей сколько можно интересных сказок узнать из книжек.

    • Думаю, тут больше важен не возраст, а готовность конкретного ребёнка к чтению. Это здорово, если дочка любит сказки и ей интересно было научиться читать, значит Вы выполнили самую важную задачу — сформировали потребность в чтении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *