Методики раннего развития: ищем золотую середину

Методики раннего развития сегодня приобретают всё большую популярность. Такие имена как Мария Монтессори, Гленн Доман, Борис Никитин и Николай Зайцев сейчас на слуху у многих. Попробуем разобраться о всём многообразии методик раннего развития и найти ту самую золотую середину.

Методика раннего развития Монтессори

Мария Монтессори — итальянский педагог, философ, учёный, признанная ЮНЕСКО педагогом, изменившим педагогическое мышление 20 в. Монтессори разработала педагогическую систему, главным принципом которой стал девиз «Помоги мне сделать это самому». Суть его в том, что роль учителя при развитии ребёнка сводится до минимума — он просто предлагает ребёнку разнообразный дидактический материал, с которым, играя, ребёнок развивает основные навыки и умения. Монтессори выделяла шесть  сензитивных периодов — время наивысших возможностей для самого эффективного развития отдельной стороны психики. Вот они:

  1. 0-6 лет — развитие речи
  2. 0-3 года — восприятие порядка
  3. 0-5,5 лет — сенсорное развитие
  4. 1,5-6,5 лет — восприятие маленьких предметов
  5. 1-4 года — развитие движений и действий
  6. 2,5 — 6 лет — развитие социальных навыков

razvitie melkoi motoriki«Сензитивный» значит чувственный. В раннем детстве ребёнок изучает мир посредством чувств, причём задействованы все органы чувств, особенно осязание и вкус. Поэтому методика раннего развития Монтессори призывает создать в доме, где растёт ребёнок, особую развивающую среду, чтобы малыш мог познавать этот мир, где бы он ни находился, в любое время. О том, как создать развивающую среду дома, я писала в предыдущих статьях. Вы можете предлагать ребёнку дорогие развивающие пособия (рамки-вкладыши, сортеры, стучалки, лабиринты и т.д.), а можете сделать развивающую игрушку своими руками «по-монтессори». Обратной стороной медали методики Монтессори является то, что проходит совсем непродолжительное время, и ребёнку надоедают дорогие игрушки, ведь когда всё потрогано, откручено и изучено, становится неинтересно. Поэтому берём идею развития мелкой моторики и связи пальчиков и интеллекта — и идём дальше.

Методика раннего развития Гленна Домана

Почему-то многие при упоминании имени этого автора вспоминают только о карточках Домана. Но одними карточками его методика не исчерпывается!

Гленн Доман — американский врач-физиотерапевт, разработавший систему реабилитации детей с тяжёлыми поражениями нервной системы. В Институте Развития Человеческого Потенциала им была разработана специальная восстанавливающая методика для умственно отсталых детей. Доман был убеждён, что с помощью активизации зрительного восприятия можно добиться развития головного мозга. Эта методика была основана на карточках с красными точками, картинками и словами. Эти карточки показывались ребёнку на короткое время, но по много раз за день. Таким образом ребёнок запоминал всё слово целиком, не деля его на слоги или буквы. Карточки Домана являлись раздражителями, стимулирующими резервные здоровые клетки мозга. Впоследствии их стали применять для обучения чтению здоровых детей. Metodoka rannego razvitiya Glenn Doman

Звучит заманчиво, но эта методика отнимает слишком много сил и времени на подготовку. Кроме того, в отличие от методики Монтессори, здесь ребёнок становится не активным добытчиком знаний, а пассивным поглотителем информации. А это совсем не то, что нам нужно!

Намного интересней его идеи развития физического интеллекта. О том, что такое физический интеллект, читайте в моей статье. Кратко повторюсь: суть его в том, что овладевая различными движениями и физическими навыками, ребёнок развивает интеллект! Он очень здорово показывает связь между ползанием и правописанием и говорит о многих других вещах. Так что из методики раннего развития Гленна Домана я рекомендую взять именно идеи физического развития ребёнка, хотя можно, конечно, показывать и карточки, и математику по точкам изучать, но увлекаться этим не стоит.

Методика раннего развития Б.П. и Е.А. Никитиных

Борис и Елена Никитины — родители-новаторы, которые воспитывали семерых детей по собственной уникальной методике. О них много говорили в советское время, и отзывы были очень разные, как всегда кто-то восхищался их методикой раннего развития детей, кто-то осуждал. В чём же суть методики раннего развития Никитиных?

Никитины — первые, кто начал говорить о сохранении физического контакта с матерью как можно дольше, и как можно раньше. Они говорили о том, что ребёнка необходимо прикладывать к груди сразу в родовом зале, о том, чтобы ребёнок находился с матерью, постоянно чувствовал её. Ими была разработана своя система закаливания детей, сами Никитины много внимания уделяли физическому развитию детей. Очень достойна внимания их идея создания развивающей среды для ребёнка дома. Суть в том, чтобы не заставлять ребёнка учиться, не превращать учение в «обязаловку», а создать все условия для его полноценного развития и стимулирования любопытства. kubiki nikitinyhИ, конечно, нельзя не сказать о развивающих играх, созданных советскими педагогами-новаторами, в частности о кубиках Никитина. О том, как играть в кубики, я подробно писала в статье «Кубики-развивающая игра всех времён». Ещё раз повторюсь про кубики Никитина — это великолепное развивающее пособие для детей от 2 до 15 лет, да и для взрослых тоже. Кубики Никитина заставляют ребёнка самого принимать решения, сравнивать, выбирать, анализировать, наконец, фантазировать. Играя в кубики Никитина, ребёнок не ограничен только заданием, представленным в книжке или обозначенным родителями, наоборот, игра стимулирует детей мыслить, принимать решения самостоятельно и даже придумывать новые задания. Развивающие игры Никитиных подходят для детей от 2 до 15 лет.

Методика обучения чтению Зайцева

Николай Александрович Зайцев — автор знаменитых кубиков Зайцева — уникального пособия для обучения чтению детей с 2-3 лет. Сразу предвкушаю скептические вопросы: зачем ребёнку читать в 3 года? Действительно, зачем? А зачем ему учиться плавать или рисовать? Зачем вешать таблицу Менделеева в кроватку новорождённого? Зачем ставить младенцу Баха или Вивальди, всё равно же не поймёт? На все эти вопросы ответ один: раннее развитие — это не выращивание гения в домашних условиях, это создание благоприятной и развивающей среды для естественного, радостного обучения и развития ребёнка, развития всех его способностей и формирования здоровой, гармоничной личности, счастливого и успешного человека. Методики раннего развития не надо расценивать как самоцель, то есть обучая ребёнка читать «по Зайцеву», не надо ставить своей целью непременно научить его читать в 2 года. Нет! Кубики Зайцева — это прежде всего игра, а уж потом обучение. kubiki zaitzevaВ них надо играть, строить из них башню, поезд и попутно, в игре, обращать внимание ребёнка на то, что одни кубики — железные и они звенят — звонкие! Другие кубики — деревянные и они стучат — глухие! А есть ещё золотые — это гласные, их можно петь! А если поставить их вместе, вдруг получится  «А-НА-НА-С» или «КО-Ш-КА». Посмотрите, слова делятся не на слоги, а на «склады», такое деление более естественно для маленьких детей. К тому же у ребёнка закладываются основы правописания, так как на кубиках написаны только те «склады», которые есть в языке (именно поэтому априори решается проблема написания слова «МА-ШИ-НА» через «ы», — нет такого склада «ШЫ», есть только «ШИ»). Таким образом, ребёнок приходит к чтению естественным путём, через письмо: он сначала складывает слово из кубиков (то есть по сути «пишет» его), а уже потом читает, что получилось. Так что лично я в восторге от этой методики и как родитель, и как преподаватель. Мы с Дашей пока не использовали кубики Зайцева, но думаю, с 2 лет уже будет можно.

Методика раннего развития Лены Даниловой

Лена Данилова — автор многочисленных книг, методик и игр по раннему развитию детей, организатор и ведущая портала «Сайт Лены Даниловой. Раннее развитие детей», автор вебинаров и тренингов, разработчик уникального спорткомплекса для малышей Ранний старт, мама пятерых детей, замечательный педагог и просто хороший человек! Она на практике воплотила всё, что есть по раннему развитию, поэтому этот человек знает, о чём пишет. Мне кажется, Лена Данилова взяла лучшее, что есть в каждой из существующих методик, переработала и делится на своих тренингах этим бесценным опытом с неравнодушными мамами. В её тренингах есть всё: и физическое развитие, и развитие речи, и как играть с малышами, и как учить читать, и матемашка для малышей, и музыка, и география и искусство. Когда смотришь на весь перечень тренингов и вебинаров, которые проходят на сайте Лены Даниловой, такое чувство, что это целая мини-школа для малышей. Только в отличие от обычной школы, все задания здесь представлены в виде игр, они увлекают малышей в мир сказки, не навязывают знания, а разжигают любопытство, не ругают за ошибки, а учат вместе находить разные пути решения задач. Сайт Лены ДаниловойВ данный момент мы с Дашей участвуем в Школе годовасиков на сайте Лены Даниловой, так это просто находка для меня! Школа состоит из неделек, каждая неделька посвящена отдельной теме (например, мы только что прошли недельку «Большой-маленький» и начали тему «Кошки»). Суть в том, чтобы погрузиться на целую неделю в одну тему, «прожить» её вместе с ребёнком. То есть, если мы начали тему «Кошки», то мы на этой неделе читаем стихи и рассказы про кошек, рисуем кошек, наблюдаем за кошками, трогаем и учимся с ними общаться (конечно, если это домашняя кошка, уличных не трогаем 🙂 ), лепим кошек, или делаем другие поделки, сами становимся кошками, мяукаем как кошка, моем лапки, ловим мышку и т.д. и т.п. Это очень интересно! Подробнее про возрастные школы можно прочитать на сайте Лены Даниловой.

 

Конечно, это далеко не все методики раннего развития, какие есть на свете, но основные, известные в нашей стране, я освятила. Выбор как всегда за вами: будете ли вы использовать что-то одно или выбирать самое лучшее из каждой, или вообще откажетесь от идеи раннего развития ребёнка. Ещё раз повторюсь: смысл не в том, чтобы воспитывать гения и потом бахвалиться им в песочнице во дворе или выставлять как красивую витрину под названием «Посмотрите, какая я хорошая мама». Прежде всего методики раннего развития направлены на развитие личности ребёнка и на то, чтобы помочь ему раскрыть свой природный потенциал. Каждый ребёнок — это чудо, и так хочется, чтобы это чудо с возрастом не исчезало в нём, а развивалось! Я вам желаю сохранять и приумножать таланты вашего малыша.

P.S. А по каким методикам раннего развития учитесь вы? Что вам нравится в конкретной методике, а что нет? Поделитесь своим опытом в комментариях!

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

3 комментарии к “Методики раннего развития: ищем золотую середину

  1. Это отличные методики раннего развития. Лично я со своими детьми применяла методики Монтессори, Г. Домана и Никитиных. В группах Монтессори мы занимались до 3 лет — я очень довольна результатами. По методике Домана я учила дочек читать (комплекты «Умничка»), а кубики Никитиных у нас вообще были включены в обязательную программу подготовки к школе. Рекомендую всем родителям, которые не хотят упустить наиболее благоприятные для развития ребёнка периоды, использовать описанные в статье методики для развития своих детей.

  2. Марина, как всегда хорошо чувствую себя у вас на блоге. Ощущаю себя отдыхающим на пляже, такой настрой моральный. Блог у вас хоть и насыщенный, но без осваивается без особого напряжения, легко.
    Именно так и должен воспитываться ребенок, спасибо вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *