Как создать спортивную развивающую среду дома

В этой статье я хочу не только поделиться своим опытом, но и в большей степени рассказать о том, что меня вдохновляет и заставляет думать о том, как создать спортивную развивающую среду дома.

спортивная развивающая среда дома

В прошлой статье я рассказывала о том, как мы с Дашей стали участвовать в тренинге «Домашние джунгли» и что мы начали делать для создания спортивной развивающей среды. 6 ноября этот тренинг закончился, и мне теперь есть над чем подумать. Он дал мне столько идей, открыл возможности использования пространства (того, которое есть в данный момент, а не будет когда-нибудь), снабдил важными деталями и расчётами, а также огромным количеством вдохновляющих фотографий и видео. В прошлой статье я не успела выложить наши с Дашей фотографии, сделаю это сейчас.

Как развивать крупную моторику дома

Как развивать крупную моторику без спорткомплекса

В первые дни тренинга «Домашние джунгли» мы с Дашей сразу воплотили в жизнь идею создания спортивного развивающего пространства на ограниченной территории. Проще говоря, мы устроили в комнате полосу препятствий из подручных материалов. В ход пошли стулья, одеяло, доски от разобранного шкафа, металлическая трубка от сломанной гладильной доски и даже папин термос. Мы несколько раз повторяли эту тропу, фотографии выложу с последнего.

Даша на самодельной горке

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

Самодельный балансир из термоса (который всё-таки немножко погнулся)

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

Дашина полоса препятствий

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

Верёвочная лестница в проёме

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

как развивать крупную моторику

Развивать крупную моторику можно не только выполняя упражнения, но и играя, например, изображая разных зверей. У Сергея Реутского в книге «Физкультура про другое» есть такой замечательный термин — зверобатика — освоение неожиданных способов передвижения. Вот цитата из этой книги:

Вы выполняете задания или играете в спортивные игры, но используете при этом непривычный способ передвижения. На этом принципе и основана зверобатика.
Она состоит из двух частей — передвижение перекатами и ходьба «зверушками». То и другое может включаться в любую игру или тренировку.
У детей спрашивал, как такое назвать?
Они говорят: «Медвежонок… лягушонок… червяк… — зверушки!». А для меня всё это элементарные упражнения из акробатики, вот и получилась — зверобатика…
Малыши легко поддаются на небольшие интрижки — путешествия к разным героям с трудным долгим маршрутом. Ну и выстроим для них в зале маршрут со всякими препятствиями: чтобы перелезать, подлезать, протискиваться, перешагивать, перепрыгивать, спрыгивать, забираться и т. д.
Сначала дети ползли червяками под землёй — подлезали под мостиками разными, по норкам, по туннелю… Потом встретили лягушку, пошли по-лягушачьи (ещё раз по тому же маршруту, но теперь «лягушачьим способом», то есть не подлезть, а перелезть, обойти, перепрыгнуть — разные вариации). Наступила «Ночь» (игра «день-ночь», когда на слове «ночь» дети замирают). Гуси появились. Дети включаются тут же:
— «Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну, летите.
Гуси некоторые летят, а другие останавливают:
— Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой…
— А ты, волк, за ними бежишь?
Но «Гуси» могут не только бежать, но и «летать» — перебираться по комплексу. Если я кого-то осалил, то гуси не выбывают из игры, а меняют способ передвижения — например, могут теперь только «летать», двигаясь по физкультурному комплексу, не вставая на пол. Можно разные варианты предлагать: можно убегать только на одной ножке или убегать с помощью товарища (в паре с ним) или вообще ползти.
Здесь важен темп. Это работа по быстрому переключению внимания на разные образы, на разные задания. Поэтому «волком» у малышей обычно становлюсь я, взрослый. «Волком» кто-то из детей бывает в том случае, если мы играем уже в конце занятия и можем, не торопясь, договориться о правилах…
Мне очень нравится эта идея, ведь играя, дети выполняют массу разнообразных упражнений на развитие крупной моторики. Им приходится лазать, прыгать, бегать, кувыркаться, ползти, балансировать, при этом задействуются разные группы мышц, а также идёт колоссальная работа мозга.
Нашла видео в интернете не совсем по теме, но суть передаёт.

Помимо всего прочего физическому развитию ребёнка способствуют игры с различным спортинвентарём: батут, мяч, фитбол, скакалка. Признаться, раньше я думала, что фитбол нужен только деткам до года (читайте мою статью «Как заниматься с ребёнком на фитболе»). Но оказывается, и детям пяти и десяти лет есть чем заняться на фитболе! Например, можно играть в птичку: птичка сначала летит, расправив крылья (мама держит ребёнка за ноги, а он лежит животом на мяче, руки в стороны, и мама водит его на мяче взад-вперёд), а потом клюёт зёрнышки (в том же положении ребёнок наклоняет голову вниз и поднимает). Мы с Дашей попробовали — ей очень понравилось!
развитие крупной моторики

Как развивать крупную моторику с помощью спорткомплекса

Большая часть нашего тренинга «Домашние джунгли» была посвящена этой теме. Оказывается, спорткомплексов великое множество, но мне тем и понравилась идея домашних джунглей, что здесь спортивная развивающая среда создаётся не за счёт обилия громоздких статичных спорткомплексов, которые крепятся к потолку, а за счёт большого количества подвесных спортивных снарядов — так называемого безопорного комплекса. Эти комнаты выглядят как настоящие спортивные джунгли!
домашние джунгли
домашние джунгли
домашние джунгли
домашние джунгли
домашние джунгли
Однако просто наличие спорткомплекса в комнате ребёнка ещё не означает, что он его будет использовать, особенно если это массивный СК под потолок. Я решила эту проблему при помощи Раннего старта — спорткомплекса для детей с рождения. Когда мы жили у родителей, Даша постоянно лазила на нём, висела, качалась. Однако сейчас я вижу, что Раннего старта ей уже не хватает. Кроме того, мы переехали на съёмную 1-комнатную квартиру, где места очень мало, поэтому идея создания безопорного СК стала ещё актуальнее. Всё это мы будем делать постепенно, а пока папа сделал для Даши верёвочную лестницу и рукоход. Дарья постепенно осваивает.
самодельный рукоход
верёвочная лестница
Я хочу, чтобы наша спортивная развивающая среда включала в себя и шведскую стенку, и турник. и трапецию, и канат, и, конечно же, гимнастические кольца — Даша их очень любит. А вообще этих спортивных снарядов огромное количество, и чем они разнообразнее, тем чаще ребёнок будет их использовать. Если повсюду в комнате ему будет попадаться что-то, на чём можно повисеть, полазить, покрутиться, попрыгать, — он обязательно сделает это! В этом — главная задача развивающей среды: сделать так, чтобы ребёнок развивался как бы сам, с минимальным вмешательством взрослого.

Зачем создавать спортивную развивающую среду дома

Наверное, сначала стоит ответить себе на этот вопрос: зачем развивать ребёнка физически? Казалось бы, ответ очевиден: чтобы был сильным, ловким, здоровым. Безусловно, это так, но если смотреть глубже, развивая ребёнка физически, мы также развиваем его личность и качества характера, а также творческие способности. Психологами доказано, что у детей младшего возраста физическое развитие неразрывно связано с психологическим. Поэтому, делая упражнения на развитие крупной моторики, ребёнок развивается как личность. Кроме того, у него появляются важные умения: рассчитывать свои силы, измерять риск, просить о помощи, использовать имеющиеся средства для достижения своей цели, быть активным, уметь сосредоточиться, а также уметь падать (а потом вставать и пробовать несмотря ни на что). Это ли не черты лидера? Более того, развитие крупной моторики помогает ребёнку развивать и творческие способности, проявляя себя в изобразительном искусстве или в музыке (читайте об этом мою статью «Как физкультура помогает музыке»).
В заключение я хочу вставить сюда фильм о семье Никитиных. С этой фамилией связано столько разнообразных ассоциаций! Про Никитиных вспоминают, когда говорят о развивающих играх, их кубиках, логических задачках, их своеобразной, а порой спартанской системе закаливания, о трудовом воспитании, но в первую очередь, о физическом развитии детей. Лично для меня этот фильм — ещё один источник вдохновения.

Создание спортивной развивающей среды дома — процесс долгий и непрерывный, но насколько он увлекательный! Ведь создавая развивающую среду, мы открываем для наших детей удивительные возможности, и они начинают использовать заложенный в них потенциал на чуточку больше.
А что вы делаете для создания спортивной развивающей среды дома? Поделитесь в комментариях!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *